Что касается Германии, то Берлин постепенно превращается в интернациональную столицу. Тамошние кафе, например кафе на Ноллендортплац, становятся излюбленными местами встречи для немецкой молодежи, гостей из скандинавских стран, а также — для русских и еврейских эмигрантов, которые собираются там, чтобы вслух, перед определенной аудиторией прочесть свои сочинения — пьесы или стихотворения. Все больше и больше людей посещают кафе просто для того, чтобы не отставать от жизни.
Атмосфера венских кафе тоже носит космополитический характер. В 1910 г. этот город становится прибежищем для огромного количества иммигрантов из соседних стран, в том числе и расположенных на берегах Дуная. За исключением Парижа, ни один другой европейский город не может сравниться с Веной по высочайшему уровню и массовости интеллектуального общения. Некоторые венские кафе остаются открытыми до тех пор, пока там есть хотя бы один посетитель, и многочисленные писатели и студенты, проживающие в крошечных и весьма шумных квартирках, чувствуют себя за столиком кафе куда лучше, чем дома. Заплатив всего лишь за чашечку кофе, они могут читать или писать там хоть весь день, причем в тепле и уюте. Мало того, кафе обычно получают большую часть газет и периодики, а также иных изданий, и, таким образом, становятся чем-то вроде публичных библиотек. Это преимущество становится тем более ценным, что с 1900 г. для продажи газет на улицах Вены нужно сперва получить особое разрешение, что отнюдь не делает прессу более доступной.
В Будапеште и Праге также насчитывается немалое количество кафе, которые — в каждом городе по-своему — вносят важный вклад в развитие литературы и искусства. В Будапеште кафе «Вигадо» — или, по другим источникам, кафе «Нью-Йорк» — служит местом встречи сотрудников редакции знаменитого журнала «Nyugat»(«Запад»); в кафе «Грешам» собирается группа художников, торговцев и экспертов, известная в мире искусства как «кружок Грешам». Чтение первого варианта рассказа Кафки «Превращение» состоялось в одном из залов пражского кафе «Центральное».
Несмотря на ту важную общественную и культурную функцию, которую выполняют кафе, они все же не в состоянии долго противостоять экономическим требованиям большого города. Как, например, выкручиваться и платить налоги, если, та или иная посетительница может часами занимать целый столик, заказав всего лишь чашечку кофе, или требует за стоимость стакана воды предоставить ей все европейские газеты и журналы? Поэтому значительное число этих уникальных заведений со временем превращаются в кафе-рестораны, утрачивая весь свой шарм. А в тех кафе, которые еще продолжают существовать, стоимость чашки кофе вполне отражает теперь действительное положение дел в экономике.