Арчил Гомиашвили

Опубликовано Мар 25, 2010 в Лица | Комментарии к записи Арчил Гомиашвили отключены

«Остап и Колумб»

Остап — по роли, исполненной им в кинофильме Гайдая «12 стульев» и сделавшей его знаменитым. А Колумб — потому, что пять лет назад стал в нашей стране первооткрывателем. В сфере «звездного» ресторанного бизнеса.

Арчил Гомиашвили:Это уже потом пошла волна — «звезды» и «звездочки» стали создавать свои ресторанные заведения. А первым здесь был действительно я. И, само собой разумеется, клуб мой был назван в честь Бендера — «Золотой Остап». Поразительно, но факт: сколько я после «12 стульев» ролей сыграл — Скапена в «Проделках Скапена», Ерошку в «Казаках», Сталина в нескольких картинах, а в сознание народное прочно вошел как Остап. И только после этой роли на улицах год прохода не давали, пиджак рвали и партбилеты протягивали для автографа. Шлейф имени Бендера так за мной и тянется. Двадцать шесть лет прошло, а знать никто ничего не желает — Остап, хоть тресни! А мне, надо признаться, фильм не понравился. Я даже с премьерного показа встал и ушел. А на следующий день Леонид Гайдай пригласил меня в ресторан гостиницы «Украина». И под водочку с галушками я ему и высказал: «Если бы знал, что ты такой плохой режиссер, не стал бы у тебя сниматься!» А он не растерялся и, закусывая этими самыми галушками, ответил: «А я если бы знал, что ты такой плохой актер, не пригласил бы тебя на эту роль!». Вот так. В моем ресторане галушек не подают.

Ресторанные Ведомости: А что подают?

А.Г.: У меня кухня европейская и, конечно же, грузинская. Знаете, я хоть сам грузин, но и не предполагал, какая это серьезная наука — грузинская трапеза. Столько, оказывается, тонкостей!

Р.В.: А что любит поесть сам господин Гомиашвили? И, кстати, есть ли любимое блюдо у товарища Бендера?

А.Г.: Я всегда к еде относился более чем спокойно. Я, по большому счету, и есть-то не люблю, а потому и особых пристрастии не имею. Ем, что Бог пошлет, не имею в виду, конечно, Александра Яковлевича из «12 стульев» (ему «Бог послал… и домашние грибки, и форшмак из селедки, украинский борщ с мясом первого сорта, курицу с рисом и компот из сушеных фруктов» — Ильф и Петров). Остап, как и я, гурманом не был. Ему было абсолютно все равно что лопать. Он бы согласился с моим убеждением: пища — это горючее, которым необходимо заправлять организм, набить желудок, чтобы двигаться, мыслить, действовать. Мы с Бендером не получаем удовольствия от самого процесса приема пищи.

Р.В.: И это говорит хозяин ресторана?

А.Г.: Ну и что? Мне доставляет огромное удовольствие смотреть на то, как мои гости получают удовольствие от еды.

Р.В.: Кто они — ваши гости?

А.Г.: Практически все — мои друзья. Публика, как сейчас модно говорить, элитная. Артисты, бизнесмены, политики. И не только российские. Заказы на столики приходят из Америки, Германии, Чехии. Да отовсюду! «Звезды» Голливуда и правительств угощаются у меня. Именно в моем клубе состоялось подписание договора о прекращении воины в Боснии и Герцеговине. Здесь бывали все, кроме Бориса Николаевича. Когда президент болел и ему предстояла операция, в Москву приезжал Гельмут Коль. Он вместе с немецкими хирургами ужинал у меня. Плату по счету я с них велел не брать. Немцы удивились, спрашивают: «Почему?». Я объяснил: «Вы в Россию приехали с благородной миссией, какие тут деньги. А я хоть ныне и трудящийся бизнеса, но вообще-то народный артист СССР». На следующий день они ездили в Барвиху к Наине Ельциной. Передали ей мою визитную карточку и рассказали этот случай. Она растрогалась и прослезилась.

Р.В.: Наверное, такие случаи лучше всякой рекламы?

А.Г.: Пожалуй. А лучшая реклама — людская молва. Другой не пользуюсь. Знаете, как в советские времена — каждая премьера кинофильма первой категории проходила в кинотеатре «Россия», первый сеанс в 9 утра. А после полудня вся Москва уже знала — хороший фильм или плохой. Молва разносила. Так и в моем нынешнем бизнесе — один остался доволен, порекомендовал приятелям.

Р. В.: А если не «тем» порекомендуют?

А.Г.: Не «тем» — это которым с «пальцами»? Пытались они в мой клуб просочиться. Только не на того напали, у меня биография знаете какая? Я до того, как артистом стал, босяком был и в тюрьме сидел неоднократно. Эти законы знаю. Так что с «братвой» у меня разговор короткий.

P.В.: Пока своего ресторана не было, по чужим часто ходили?

А.Г.: Парадокс — к изыскам кулинарным равнодушен, а по ресторанам ходил постоянно. Но не ради застолья, а с людьми общаться. Да и положение обязывало: народный артист все-таки — встречи, банкеты. Но терпеть рестораны советской эпохи не мог. Меня выводило из себя то, что все было шиворот-навыворот: швейцары разговаривали с клиентами, как с последними проходимцами, а официанты держали вас за халдеев. Если мне швыряли на стол меню, я вставал и уходил. И хорошо еще, если тихо. А уж если обсчитать пытались — никогда не молчал, давал волю праведному гневу. А в гневе я страшен. И в своем клубе ошибок в обслуживании клиентов не потерплю. Я горжусь не только рестораном, но и своими гостями и не хочу их терять.

Р.В.: А ведь у вас еще одна гордость есть, та, что на улице стоит.

А.Г.: Да, моя «Антилопа-Гну». Настоящая! Это та самая машина, которая снималась в «Золотом теленке», а до этого — с Чарли Чаплином в «Огнях большого города». Мы с ней вместе не играли, но ведь на ней ездил Остап! Я сам ее разыскал. Это была просто груда железа. Вложил в нее уйму денег, теперь как новенькая и, между прочим, на ходу. Летом выпускаю ее на пробег по московским улицам.

Р.В.: Многие известные артисты держат рестораны. Но большинство из них помимо бизнеса продолжает играть в театрах и сниматься в кино. Вы не слишком увлеклись ресторанным делом, как же искусство?

А.Г.: Ну, во-первых, у меня нет привычки заниматься тем, что мне не нравится. Нравилось — снимался в кино, руководил театром. Теперь занимаюсь бизнесом — значит тоже нравится. Восемьдесят процентов людей делают в жизни не то, что хотят делать. Заниматься делом, которое в радость, -удел немногих. Так что я счастливчик, человек, отмеченный Богом. А что касается искусства — знаете, что общего между мной и Бендером? Мы оба артисты, нам нужна публика. И в клубе каждый вечер — это мои выход, мое выступление. Я являюсь и главным режиссером, и исполняю главную роль. Здесь я и Гончаров, и Марк Захаров, и Гога Товстоногов. Только у Остапа главным зрителем был Киса Воробьянинов, а у меня — все мои гости. Мои бизнес требует не меньшего артистизма, чем театр или кино, и благодарность публики не меньше. Поэтому я бы не смог заниматься, скажем, нефтью или алмазами. Недаром артисты открывают рестораны — и публика, и деньги. Да вот о деньгах. Многие мои коллеги думают: «Раз у Гомиашвили получилось на ресторанном бизнесе заработать, значит, и у нас легко получится». Только не все так легко, как кажется. Многие «прогорают», особенно с казино. У меня поначалу тоже казино в клубе было, но я его быстро прикрыл — тяжело, и в мои семьдесят с лишним нет необходимости так изнурять себя, мне просто не нужно столько денег. Даже Остап не стремился делать деньги ради денег. Ему нужно было осуществить мечту — надеть белые штаны и уехать в Рио. А по большому счету его увлекал сам процесс игры. Так и я — не стремлюсь получить больше и больше. Главное — заниматься любимым делом, которое приносит достаточный доход, чтобы дети и внуки ни в чем не нуждались, получили хорошее образование, чтобы был необходимый комфорт, дом, квартира, пара автомобилей (одного не хватает, а три — это уже излишество). На меня деньги никогда просто так не падали, и к «новым русским» или «новым грузинам» я себя не причисляю. Только от легких денег можно увешивать себя «цацками» за три миллиона долларов. Я могу позволить себе одеваться дорого. Но для меня «дорого» означает «со вкусом». Вместо того чтобы покрывать себя золотом, я ежемесячно посылаю 5 тысяч долларов грузинским актерам. Артист в Грузии получает в месяц 10 лари. Это 8 (!) долларов. Когда я приезжаю в Грузию (к сожалению, очень редко), слышу слова благодарности. Вот оно — золото!

Р.В.: Вы действительно Остап Бендер. Но, наверное, есть то, что вас отличает от него?

А.Г.: Да, есть. Остап любил играть, но не трудиться. А я трудиться люблю. Люблю создавать. И пожинать плоды труда, а не аферы.

«Ресторанные Ведомости» #1 1998 г.